«Способы быть» — исследование способов сближения человека с общей экосистемой и с другими формами жизни. В проекте художник обращается к идеям деколонизации антропоцена и необходимости пересмотра человеческого присутствия в мире.

Это размышление об осознанных шагах человека навстречу природе — отвергнутой, отторженной, забытой. Здесь происходит восстановление баланса: человек уходит с центрального места биоценоза, осознанно заменяя доминирование над природой на выстраивание диалога и симбиотическое сосуществование как условие собственного спасения и выживания.

Гибридные образы, соединяющие человеческое тело с растительной формой, воплощают процесс возвращения к природной взаимозависимости. Это акт восстановления равновесия, в котором человек утрачивает привилегию центра ради возможности продолжить существование внутри живой системы.
2025
(Способы быть живым)
Холст, масло, масляная пастель, уголь, воск,
70х80см
Холст, масло, уголь, масляная пастель, 45х50см
Холст, масло, уголь, масляная пастель, 45х50см
Холст, масло, масляная пастель, уголь, 30х40см
Способы быть живым (2025)
Проект «Способы быть живым» становится «открытием окна Овертона» — возможностью взглянуть иначе на роль человека в экосистеме. Он вводит в воображение идею радикальной близости между человеком и другими формами жизни.
Глядя на работу Способы быть живым в первое мгновение взгляд ищет привычные очертания, но вместо этого на холсте проступает гибридное существо: человеческое тело и древесный организм слиты воедино. Границы между плотью и растением растворяются — тело человека обретает пластичность, срастаясь с растительным миром. У этого организма нет признаков борьбы — человеческое и растительное начала не конфликтуют, а демонстрируют сосуществование.

В этой новой парадигме на первый план выходят симбиоз, сосуществование, пластичность тел и экосистемная взаимозависимость. Именно они просматриваются за образом гибридного существа. По сути, проект предлагает нам примерить новый способ быть живым — существовать не в режиме покорения, а в режиме соучастия.

В этом гармоничном создании заложена не тревога, а надежда. Наше будущее — не в изоляции от природы, а в том, чтобы стать её частью, научиться жить единым дыханием с живым миром. Это приглашение отказаться от высокомерной обособленности и обрести новую силу в союзе, где все формы жизни связаны общей судьбой.
Франсуа Буто «Растительный и животный мир. Различные способы быть живым»:

«Последние открытия, сделанные нейробиологией растений, установили, что животных, растения и людей объединяет чувствительность к окружающему миру, способность к обучению и принятию решений, „агентность“. С этой точки зрения, мы больше не можем обоснованно считать, что люди отделены от других видов существ. Жизнь одних невозможна без существования других.»

Франтишек Балушка, «Коммуникация растений, поведение и Интеллект»:

Растения воспринимают окружающую среду, реагируют на стимулы и общаются через химические и электрические сигналы. Растения могут «запоминать» повторяющиеся раздражители и адаптироваться к ним. Анестетики временно блокируют их реакции, что подчеркивает схожесть с нервной системой животных. Растения взаимодействуют не только друг с другом, но и с другими организмами (грибами, бактериями), формируя симбиотические отношения.

Исследования жизни растений открывают новый взгляд на устройство мира, где человек лишь одна из нитей экосистемы. Грань между «высшим» животным и "безмолвным" растением размывается.
«Способы быть» — исследование способов сближения человека с общей экосистемой и с другими формами жизни. В проекте художник обращается к идеям деколонизации антропоцена и необходимости пересмотра человеческого присутствия в мире.
о проекте:
Made on
Tilda